В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — великого русского поэта, прославленного гения литературы. На страницах виртуальной выставки вы найдете интересные лекции о жизни и творчестве поэта, его прозу и стихи

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) прожил всего 37 лет

Мир Пушкина — лирический, духовный, интеллектуальный — бесконечен. Горизонты его вселенной постоянно расширяются, когда пробуешь их предел. Он был не только великим поэтом, но и мыслителем с очень сложным мировоззрением; прозорливым историком, человек, служащий умом, с высоким политическим взглядом на современность

Генрих Волков, ученый, писатель, доктор философских наук

 Пушкины : генеалогическая энциклопедия
О судьбе поэта и представителей рода Пушкиных можно подробнее почитать в книге научного фонда библиотеки

Чулков, Георгий Иванович

Жизнь Пушкина / Г. И. Чулков ; вступ. ст., коммент. М. В. Михайловой. — Москва : Республика, 1999.— 447 с., [8] л. ил. — ISBN 5-250-02700-8. — Место хранения: Абонемент. — Шифр: 83.3(2) Ч-893

Книга «Жизнь Пушкина» одно из лучших жизнеописаний русского гения. Приуроченная к столетию гибели поэта, она прочно заняла свое достойное место в современной пушкинистике. Главная идея биографа неизменно расширяющееся, углубляющееся и совершенствующееся дарование поэта. Чулков точно, с запоминающимися деталями воссоздает атмосферу, сопутствовавшую духовному становлению Пушкина. Каждый этап он рисует как драматическую сцену. Г. Чулков внимательнейшим образом прослеживает жизнь поэта, не оставляя без упоминания даже мельчайшие подробности, особенно те, которые могли вызвать творческий импульс, стать источником вдохновения.

Георгий Чулков - Жизнь Пушкина. Ч.1 (читает Ю. Прудовский)
Книги из подписных ЭБС
Монографии всесторонне раскрывают подробности жизненного и творческого пути гениального поэта
Веробьян, Б. С. Пушкин Александр Сергеевич (Жизнь и творчество поэта, от царя Павла I до царя Николая I, 1799 — 1826 годы) / Б. С. Веробьян. – Москва : Техносфера, 2011. – 300 c. 

Веробьян, Б. С. Пушкин Александр Сергеевич. (Жизнь и творчество поэта после ссылки, с сентября 1826 года по сентябрь 1829 года. / Б. С. Веробьян. – Москва : Техносфера, 2012. – 132 c.

Костин, Е. А. Пушкин : духовный путь поэта / Е. А. Костин. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. – Книга 1. Мысль и голос гения. – 474 с. – ISBN 978-5-907030-09-1.
Костин, Е. А. Пушкин : духовный путь поэта / Е. А. Костин. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. – Книга 2. Мир пророка. – 321 с. – ISBN 978-5-907030-12.
Мир Пушкина

Волков, Г. Н. Мир Пушкина : личность, мировоззрение, окружение / Г. Н. Волков ; ил. Ю. Иванова .— Москва : Молодая гвардия, 1989 .— 269, [1] с. — ISBN 5-235-00049-8. — Место хранения: абонемент. —Шифр: 83.3(2) В676
Мир Пушкина : Личность, мировоззрение, окружение
Ученый и писатель, доктор философских наук Генрих Волков, автор таких популярных книг, как "У колыбели науки", "Сова Минервы", "Три лика культуры", и многих других
В этой книге Александр Сергеевич Пушкин предстает перед нами не только великим поэтом, но и мыслителем с особым, сложным мировоззрением, прозорливым историком, человеком государственного ума. Раздвинуть рамки изучения социально-исторического фона жизни и творчества поэта, понять его в связи с "духом времени" - вот важнейшая цель этой книги
Гений Пушкина уникален в мировой истории. Рядом с ним были поэты выдающиеся: Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Языков — но никто из них заменить Пушкина не мог. Он был подготовлен к своей миссии всем предшествующим ходом развития русского общества, впитал все достижения русской культуры, просвещения. Пушкин стал возможен потому, что до него были Ломоносов, Державин, Карамзин. Весь творческий опыт их он вместил и потому смог подняться выше.

С Пушкиным оформилось и им впервые выразилось в полной мере духовное самосознание народа. Россия Пушкина породила, но и Пушкин Россию «воспитал» своим гением. «Воспитание Пушкиным» продолжается и углубляется от поколения к поколению.
Пушкин в лавке Смирдина. Литография Н. Павлова. 1936. Из книги "Пушкин в портретах и иллюстрациях" .1956.
«Пушкин А. С. в портретах и иллюстрациях» — это книга 1956 года, выпущенная издательством «Просвещение».
В издании более полно представлены разделы, раскрывающие связи Пушкина с революционно-освободительным движением эпохи, эстетические взгляды поэта, его влияние на развитие передового демократического искусства.
Много репродукций с портретов, картин, рисунков, рукописей, документов и т. п., иллюстрирующих жизненный и творческий путь А. С. Пушкина и его отдельные произведения.
Всего в альбоме помещено 675 иллюстраций-репродукций. Изобразительный материал сопровождается цитатами из произведений поэта и его писем, оценочными высказываниями современников и передовых русских критиков о Пушкине.
Книга предназначена для учителей средней школы.


Пушкин в портретах и иллюстрациях : пособие для учителей средней школы / сост. М. М. Калаушин ; общ. ред. Д. Д. Благого ; сост. М. М. Калаушин ; общ. ред. Д. Д. Благого. — Изд. 3-е.— Ленинград : Учпедгиз. Ленинградское отделение, 1956. — 372 с. — Место хранения: абонемент. — Шифр: 83.3(2) П91.

КАК БЫЛ СДЕЛАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Лекция российского историка литературы, пушкиниста Александра Долинина
Роман в стихах «Евгений Онегин» — одна из главных вершин и пушкинского творчества, и всей русской словесности. Но что привело к его созданию? С какими произведениями Пушкин находился в творческом диалоге? Какими литературными приёмами он воспользовался? Какова была судьба попыток повторить пушкинский успех — и как вообще «Онегин» повлиял на русскую поэзию и филологию?
Полное собрание сочинений : в 6 т. / А. С. Пушкин ; под общ. ред. М. А. Цявловского и др. ; ред. тома: С. М. Бонди и др. Т. 3 : Драмы. Евгений Онегин. — 4-е изд. — Москва : Художественная литература, 1936. — 519 с.

Роман в стихах «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» остается «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», как назвал роман В. Г. Белинский, и спустя двести лет после написания. История любви Татьяны и Онегина, жизнь молодого повесы, детальное описание быта и нравов эпохи и тонкие наблюдения гениального Пушкина никогда не утратят своей актуальности.
Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков.

«Повести Белкина» - захватывающий цикл из пяти повестей. Здесь и сентиментальная история о дворянке, которая наряжается крестьянкой для знакомства с красавцем-соседом, в то время как их отцы враждуют. И романтическая история о дуэли, в которой один из участников решил отложить свой выстрел и приглашает оппонента вернуться к поединку спустя несколько лет. И невероятная история про случайно женившегося офицера…
Осенью 1830 года из-за распространявшейся холеры Пушкин оказался в заточении в своём имении Болдино, где написал цикл, состоящий из пяти произведений. А чтобы обмануть цензоров и придирчивых критиков, чересчур внимательных к поэту, он выпустил их под авторством некоего Ивана Петровича Белкина, к тому же безвременно ушедшего в мир иной. Возможно, именно благодаря этому «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» легко прошли цензуру.

Сам Пушкин называл эти повести «сказочками» или «побасенками». И несмотря на то, что отношение современников ко всему циклу было посредственным, они считаются одним из самых значимых этапов в творчестве писателя.

Петрунина, Н. Н. Проза Пушкина : пути эволюции / Н. Н. Петрунина ; Академия наук СССР (АН СССР), Институт русской литературы (ИРЛИ) (Пушкинский Дом) ; под ред. Д. С. Лихачева. — Ленинград : Наука, 1987. — 333, [2] с. — Место хранения: абонемент. — Шифр: 83.3(2) П31
Проза Пушкина : пути эволюции
Книга Н. Н. Петруниной «Проза Пушкина» посвящена художественной прозе Александра Сергеевича Пушкина. Проза Пушкина рассматривается в её динамике – от первых художественно-повествовательных опытов 1810 – начала 1820-х гг. до «Пиковой дамы», «Капитанской дочки» и «Египетских ночей». Автор прослеживает основные этапы, специфические черты и направление эволюции Пушкина-прозаика на фоне становления новой русской прозы, смены её ведущих направлений и жанров со времен Карамзина до середины 1830-х гг. и в контексте современной поэту западноевропейской прозы – романтической и реалистической.
Пушкин, А. С. Дубровский / А. С. Пушкин. — Москва : Эксмо, 2023. — 252, [2] c. —
Место хранения: абонемент. — Шифр: 84(2) П91.
А.И. Лактионов "И вновь я посетил..."
(Пушкин в Тригорском). 1949.
Духовно-просветительский центр имени священномученика Илариона (Троицкого)
Дубровский
Роман «Дубровский» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году. При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский», а название деревни Кистенёвка позаимствовано у соседнего с Апраксиным села Кистенево.
Пушкин, А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин .— Москва : Эксмо, 2023 .— 252, [2] c.
Б.В. Щербаков "Пушкин над озером в вечерний час". 1978.
Капитанская дочь

Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

«Капитанская дочка» была опубликована всего за месяц до гибели Пушкина в издававшемся им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва.
Это исторический роман, в котором на фоне крестьянского восстания Емельяна Пугачёва разворачивается трогательная история любви офицера Гринёва и дочери коменданта крепости Маши Мироновой. В поисках материалов для своего произведения Пушкин получил уникальную возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению, а также ездил в Поволжье и Приуралье, чтобы лично побеседовать с очевидцами грозных событий.

Роман вырос из трудов Пушкина по истории России. Чтобы лучше разобраться в событиях XVIII века, автор ездил в оренбургские степи и Поволжье, осматривал поля сражений, собирал свидетельства стариков-очевидцев, рассказы и предания о Пугачёве. Из материалов о восстании сложилась «История Пугачёва», опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта». Роман «Капитанская дочка» является своеобразным художественным осмыслением этого труда

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди. Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.


«Капитанская дочка»: почему ее называют самым христианским произведением русской литературы?
Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Почему она актуальна и по сей день? И за что ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? На эти и другие вопросы ответил писатель и литературовед Алексей Варламов.
Читать статью
Александр Михайлович Герасимов. «А. С. Пушкин и Адам Мицкевич». 1956.
«Медный всадник»

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

«Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. В выборе сюжета Пушкиным руководила мысль о трагизме того положения, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей"

Томашевский Б.В.

«Медный всадник» при жизни Пушкина напечатан не был. Поэму запретил Николай I, лично ознакомившийся с текстом рукописи. Только после гибели Пушкина Жуковский убрал все строчки, раздражавшие императора, и существенно отредактированный текст «Медного всадника» был опубликован.

Императору было что запретить в пушкинском тексте: в своей поэме автор противопоставлял великое государство, олицетворённое Петром I, трагической судьбе обычного человека, о благополучие которого никто из властителей никогда не заботился.

Пушкин, А. С. Полтава / А. С. Пушкин ; рис. К. Рудакова ; послесл. Вл. Орлова. — Москва : Детгиз, 1948. — 109, [2] с. : ил. — Место хранения: абонемент. — Шифр: 84(2)1 П91
ПОЛТАВА  ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА
Пушкина волновала судьба русского государства, привлекали ключевые моменты борьбы россиян за свою самостоятельность. Центральной фигурой в поэме является царь-реформатор Петр I, а важнейшим событием – Полтавская битва. Стремясь как можно более достоверно описать исторические события, Пушкин провел большую исследовательскую работу, изучил множество подлинных документов петровского времени. Историческая тема в поэме переплетается с размышлениями поэта о том, что есть верность, предательство и измена. Как известно, изначально поэма называлась «Мазепа», но затем Пушкин изменил название на «Полтаву». Не в последнюю очередь это произошло потому, что Пушкину был отвратителен его герой.

ПОЛТАВА
Поэму А.С. Пушкина "Полтава" читает артист Сергей Шакуров. Чтению поэмы предшествует пролог, рассказывающий о том, как создавалась поэма, и об оценках, данных этому произведению современниками поэта. Съемка произведена в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Сказки Пушкина
Каждый из нас с раннего детства знаком со сказками известного русского поэта А.С. Пушкина. Он писал эти произведения, выражая чувства и интересы русского народа в духе народных сказок. Имена придуманных им героев многозначительны, а при помощи созданного поэтом литературного языка он смог передать многогранные нюансы русской души.

Книги из фонда НБ ТГПУ
История о «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  Поэт написал сказку в 1831 году. Первоначально Александр Сергеевич хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная сказка в стихах, которая легко читается и запоминается. Поистине волшебное произведение: превращения Гвидона в комара, муху и шмеля; белочка, грызущая золотые орешки; 33 богатыря, выходящие из моря, и конечно же, прекрасная царевна Лебедь - красавица и волшебница, добрая и отзывчивая, скромная и благородная. А завершается сказочная история победой добра над злом.
Первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом...

Пушкину был всего 21, когда он написал романтическую поэму «Руслан и Людмила», а в день окончания работы над ней сам Василий Жуковский подарил юному автору свой портрет со словами: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Однако поэма не сразу стала такой, какой мы её знаем. Только в 1828 году поэт дописал знаменитое вступление «У лукоморья дуб зелёный…».
В «Руслане и Людмиле» Пушкину удалось соединить загадочное волшебство с романтической историей. Героев поэмы ожидают горе и бедствия, но сила любви сокрушает все преграды.

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник у Пушкина в начале 1817 года, незадолго до выпуска из Царскосельского лицея. Тогда же, по воспоминаниям автора, родились первые ее строки (они были записаны на стенах комнаты, куда Пушкина посадили за какую-то провинность). Но систематическая работа над поэмой проходила уже в Петербурге, начиная с 1818 года. Это большое сочинение, и дело продвигалось не слишком быстро..

Первая поэма Пушкина произвела фурор в читающем обществе, вызвала множество отзывов в печати (далеко не всегда благожелательных; так, Катенин отметил чрезмерное влияние Вольтера и других «фривольных» французских авторов). Ее автор, недавний лицеист и «шалун, пишущий стихи», возмужал и стал самостоятельной творческой личностью, литератором-профессионалом.
Горюнков, С. В. Закулисье пушкинских сказок : гвидонерия, мёртвая царевна и спящий народ, тайна золотого петушка : [16+] / С. В. Горюнков. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2021. – 595 с. – ISBN 978-5-00165-131-4. – Режим доступа: для авториз.пользователей.
С детства все знают пушкинское присловье «сказка ложь, да в ней намёк», но с детства же все привыкают смотреть на него как на чисто поэтический оборот речи. А если и соглашаются понимать намёк буквально, то лишь в морализаторском смысле. Но почему? Не потому ли, что, в отличие от прежнего, так называемого традиционного сознания, в сознании современных людей почти полностью изжита, за кажущейся своей бесполезностью, такая важная составляющая мыслительной работы, как способность к олицетворению понятий и явлений? И не следует ли её утрату рассматривать как культурную катастрофу?

Ведь в том-то и обнаруживала себя сущность традиционного сознания, что способностью олицетворять понятия и явления обеспечивалось восприятие всей окружающей реальности как Семьи – чем, в свою очередь, создавался удивительно тёплый, одухотворяющий настрой коллективного мироощущения. И наоборот: современное сознание, утрачивающее такую способность, утрачивает вместе с ней и душевную теплоту восприятия родины (большой и малой), голоса предков, долга перед близкими, ответственности перед потомками – утрачивает именно потому, что все эти понятия становятся для него «просто словами», ничего не говорящими ни уму, ни сердцу. Живая плоть истории превращается таким сознанием в отчуждённый механический «прогресс»; прошлое, настоящее и будущее перестают согреваться интимно-личностным, сопереживающим отношением к бедам и радостям собственной страны и народа.
Золотой петушок. Психологический анализ сказки А.С. Пушкина

«Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве Жил-был славный царь Дадон»

Эта сказка не похожа по своему символическому смыслу ни на какую из предыдущих сказок автора. Она отличается и от традиционных фольклорных традиций как славянских, так и восточных сказок. Вопреки всем сказочным традициям, у нее нет счастливого конца. Больше того, развязка сказки комична и трагична одновременно. Количество смертей в сказке (включая главных героев) вряд ли позволяет ей быть легкой не только для детского, но и для взрослого восприятия. Многосложность и загадочность сказки делают ее скорее сказкой-притчей, сказкой-исповедью, и даже сказкой-проповедью.
Пушкин взял за основу для своей сказки произведение американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском астрологе». В сказке поэт высмеивает пороки, которые были присущи, с точки зрения Пушкина, императору. Но цензура этого не поняла и пропустила произведение в печать с незначительными поправками. Петушок в сказке является символом справедливости и правосудия.
Имя царя «Дадон» Пушкин позаимствовал из произведения русской народной литературы — «Повесть о Бове Королевиче». Концепция судьбы человека, обличенного властью, раскрывается через категорию времени. Возможно, автор метафорически передает свою точку зрения на смысл жизни человека в целом, предостерегает от жизненных ошибок. Жизнь Дадона – это образ судьбы-ошибки. А.С. Пушкин показывает читателю два временных отрезка этой жизни – молодость и старость
 Имя красавицы «шамаханская» происходит от названия города Шемахы в Азербайджане. Пушкин поставил точную дату окончания сказки: 20 октября 1834 года в 10 часов и 53 минуты. «Сказка о золотом петушке» - последняя сказка в творчестве Пушкина.
Драматические произведения А. С. Пушкина
Пьесы Пушкина в его творчестве занимают особое место. С одной стороны, они входят в общий ряд его чисто литературных, поэтических произведений; некоторые из них отмечают особый этап в его поэтическом развитии. С другой стороны, они выходят за пределы чистой литературы и относятся к другому искусству – к искусству театра. Пушкин все свои пьесы писал с расчетом не на чтение их в книге, а на представление в театре. Игра актеров, декорации, зрелище, музыка – все это входило в художественный замысел Пушкина, когда он создавал свои драмы.
  1. «Борис Годунов» (1825).
  2. «Скупой рыцарь» (1830).
  3. «Моцарт и Сальери» (1830).
  4. «Каменный гость» (1830).
  5. «Пир во время чумы» (1830).
  6. «Русалка» (1829–1832).
В «Скупом рыцаре» старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, в «Моцарте и Сальери» один музыкант испытывает чувство зависти к гению другого, в «Каменном госте» юноша делает любовные утехи смыслом своей жизни, а в «Пире во время чумы» горожане веселятся буквально над костьми других.

Знаменитая мистическая повесть Пушкина «Пиковая дама» актуальна до сих пор, ведь азарт и алчность остаются неистребимы в человеке. Сюжет произведения был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе деньги, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом.
Все эти пьесы были написаны автором всего за две недели осенью 1830 года в Болдино.
Пушкин, А. С. Пушкин в романсах и песнях советских композиторов : сборник 35 произведений написанных на стихи поэта : для голоса с фортепиано / А. С. Пушкин ; под ред. И. Шишова. — Москва : Музгиз, 1937. — 159 c. : ноты. — Место хранения: редкий фонд. — Шифр: 84(2)5 П91
Музыкальный мир Пушкина
Уже более двух столетий звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Александра Сергеевича Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. На стихи Пушкина советские композиторы написали сотни романсов. Одних только сборников издано свыше сорока. Среди авторов, чьи имена встречаются на обложках нот, А. Александров, Б. Арапов, Б. Асафьев, Ю. Бирюков, В. Дешевов, Б. Клюзнер, М. Коваль, А. Крейн, З. Левина, Б. Майзель, В. Мурадели, В. Нечаев, В. Соловьев-Седой, С. Фейнберг, Т. Хренников, Б. Шехтер, И. Шишов...
Бытует мнение, что Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке.

Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке. Романсы на стихи А.С. Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников.
Оперы Пушкина
Фильм-опера П. И. Чайковского. Драма. Музыкальный. Экранизация А. С. Пушкина. 1958.
Пиковая дама. Чайковский, Пушкин. Опера (Хворостовский, Пласидо Доминго, Гергиев, Метрополитен-опера)
Фейнберг, И. Л. Незавершенные работы Пушкина / И. Л. Фейнберг .— Изд. 6-е .— Москва : Современник, 1975. — 396, [1] с. — Место хранения: абонемент. — Шифр: 83.3(2) Ф36
П. Т. Фомин «Пушкин по дороге из Тригорского в Михайловское». 1962
Незавершенные работы Пушкина
Перу И. Л. Фейнберга принадлежат исследования о пушкинской «Истории Петра I» и о судьбе Автобиографических записок поэта
Книга известного литературоведа Ильи Фейнберга "Незавершенные работы Пушкина" посвящена последнему труду великого поэта - его "Истории Петра I", которая была запрещена Николаем I, затем потеряна и оставалась в течение ста лет неизвестной читателю, и Автобиографическим запискам Пушкина, большую часть которых поэт вынужден был сжечь. В книге впервые раскрыто выдающееся историческое и художественное значение этих незавершенных пушкинских произведений.

Литературоведов-пушкинистов всегда интересовала судьба утраченных литературных произведений великого А. С. Пушкина. Внимательно изучив содержание трудов писателя, посвященных теме российской истории, ученые обнаружили множество страниц-заготовок исторической прозы, созданной им в сокращенном, подготовительном варианте. Выяснилось, что эти новые страницы оставались незамеченными среди пушкинских текстов.

Литературовед, очеркист, исследователь творчества А. С. Пушкина Илья Фейнберг в своей книге «Незавершенные работы Пушкина», в которой отразил материалы, посвященные судьбам пушкинских рукописей и раскрытию содержания черновых тетрадей поэта.


Читайте Пушкина, друзья!

И думайте над каждым словом!

Не прочитать его нельзя,

А, прочитав, вернитесь снова!

                                                                         Ольга Мегель
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!
Научная библиотека
им. А. М. Волкова ТГПУ

г. Томск, ул. Герцена, 66


E-mail: biblioteka@tspu.edu.ru

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website