Писатель
Виктор Пелевин
К 60-летию со дня рождения
Литературная карьера
Началом литературной карьеры Виктора Пелевина принято считать зиму 1991 года, когда автор принес свою первую рукопись в редакцию журнала «Знамя». Это был роман «Омон Ра», впоследствии ставший культовым. Затем писатель издал «Жизнь насекомых» и получил международную литературную награду «Малый Букер» за малую прозу в сборнике «Синий фонарь», чем привлек внимание критиков. Теперь каждая новинка автора производит фурор.

Писатель обеспечил себе успех благодаря романам:
  • Чапаев и Пустота;
  • Generation «П»;
  • Священная книга оборотня;
  • Empire V;
  • t;
  • S.N.U.F.F.;
  • Бэтман Аполло;
  • Любовь к трём цукербринам;
  • Смотритель;
  • Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами;
  • iPhuck 10.
Интересные факты о Пелевине
В основе его творчества лежит сочетание философии буддизма, социальной сатиры и яркого описания жизни самых обычных людей.
Книги Виктора Пелевина издаются многомиллионными тиражами в большинстве стран мира. Они переведены на все главные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа.
Режиссером Виктором Гинзбургом была экранизирована фантасмагория «Generation П» в 2011 году и в 2021 году снят фильм по книге «Ампир V».
У писателя не было и нет аккаунтов в социальных сетях. Но фальшивых "пелевиных" довольно много, иногда они даже дают за него интервью.
Книжная полка научной библиотеки ТГПУ
Обзор книг из фондов НБ ТГПУ и полнотексты из подписных ЭБС

Пелевин, В. О. Жизнь насекомых : романы / В. О. Пелевин. — Москва : Вагриус, 1999. — 351 с.
Остросоциальный, беспощадно смешной и отчаянно лиричный роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых" – это кривое зеркало жизни, в котором каждый может оказаться мухой, молью или навозным жуком. На первый взгляд, это история будничной жизни обычных людей начала девяностых. Но каждый герой похож на какое-нибудь насекомое. Отец может научить сына только катить перед собой огромный шар, будто это единственная цель его жизни; легкомысленных мотыльков всё время тянет к огню; иностранный москит прилетает в нашу страну попробовать местной крови, но чуть не травится, укусив алкоголика.
В произведениях Пелевина, особенно в раннем творчестве, персонажи часто не те, кем кажутся поначалу. Люди могут оказаться курицами или героями игр. Но насекомые — одна из самых ярких его аллегорий. Ведь монотонная повседневность человека так похожа на их однообразное существование.

Пелевин, В. О. Хрустальный мир / В. О. Пелевин. — Москва : Вагриус, 2002. — 222, [1] с.
Исторический по своей тематике рассказ «Хрустальный мир» основан на реальных событиях. В основу сюжета положен небольшой эпизод, который сыграл важную роль в истории России. Действие разворачивается в 1917 году, ночью, накануне Октябрьского переворота, когда было свергнуто Временное правительство, и власть захватили большевики.

Образ главного героя предельно абстрагирован - мы не знаем ни его имени, ни фамилии, ни возраста. Он предстаёт в трёх разных обличиях, скрываясь за которыми пытается проникнуть в Смольный каждый раз под разными предлогами. На страницах рассказа разворачивается настоящая спецоперация, цель которой должна была быть достигнута любыми средствами – оружием, перевоплощением или жалостью.



За последние годы не раз возникали предположения о том, что Виктор Пелевин скорее проект, чем человек, что возможно его не существует вовсе или, по словам Дмитрия Быкова, если и существует, то в астрале. На немногочисленных встречах с журналистами писатель продолжает поддерживать реноме меланхоличного мистификатора. Он не опровергает и не подтверждает слухов о себе. Единственное, что отрицал — прием веществ, расширяющих сознание, зато упомянул, что любит китайский чай. Известно также, что много путешествовал — преимущественно на Восток, где изучал духовные практики.

Пелевин, В. О. Чапаев и Пустота : роман / В. О. Пелевин ; авт. предисл. Ургана Джамбона Тулку VII. — Москва : Вагриус, 1999. — 399 с.
Действие романа "Чапаев и Пустота" происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром. А также в наши дни. Как всегда у Пелевина в виртуальном пространстве, где с главным героем встречаются Кавабата, Шварценеггер, "просто Мария"… По мнению критиков, "Чапаев и Пустота" является "первым серьезным дзен-буддистским романом в русской литературе".

Роман "Чапаев и Пустота" сам автор характеризует так:
"Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте"
«Пелевин и поколение пустоты». Лекция Романа Козака
Кто был прототипом самых популярных героев пелевинских произведений?
Что скрыто в книгах Пелевина между строк?
Чем Сергей Шнуров обязан автору «Чапаева и Пустоты»?
Почему писатель избегает публичности?
Как он совершил путешествие в Икстлан на КамАЗе?
Что думает о его творчестве Владимир Сорокин — главный соперник в той же «весовой категории»?
И каков истинный смысл романов Пелевина?
В конечном счете все эти вопросы сводятся к одному: какова на деле роль писателя в современном мире, когда настало время айпадов и андроидов, интернет-телевидения и фейсбука?
Обо всем этом — и кое о чем другом — автор книги «Пелевин и поколение пустоты» расскажет в своей лекции.
Чтобы написать биографию Виктора Пелевина, критик Сергей Полотовский и журналист Роман Козак в течение года исследовали судьбу писателя, разыскивали и интервьюировали людей, которые учились, работали, тусовались и путешествовали с ним. А также поговорили о Пелевине и современной литературе со множеством замечательных людей, среди которых Леонид Парфенов, Сергей Шнуров, Владимир Сорокин, Лев Рубинштейн, Михаил Елизаров, Марат Гельман, Александр Генис, Захар Прилепин и многие другие.
Роман
Пелевин, В. О. Ампир В : роман / В. О. Пелевин. — Москва : Эксмо, 2007. — 408 с.
Миром правят вампиры.
Не вечно молодые, романтичные юноши и девушки с бессонными глазами и кровавыми губами, а вполне обыкновенные мужчины и женщины со следами жизненного цинизма на лице. Им одним открыт секрет «гламура» и «дискурса». И они — настоящая мировая элита, вербующая в свои ряды прохожих одним легким укусом.
Выбор может пасть на каждого...
Самого обыкновенного молодого человека Романа внезапно обращают в вампира. Вот только в жизни они сильно отличаются от тех, что показывают в кино. Теперь героя зовут Рама, и он должен изучать главные вампирские науки: гламур и дискурс. Вампиры издревле управляют людьми, используя их одновременно для питания и служения. Хотя на самом деле сосут вампиры не кровь, а деньги.
Пелевин не оставляет без внимания ни одну актуальную тему, и в этом романе он обратился к миру гламура и денег. Хоть и метафорически, через тему вампиров, он разбирается в жизни завсегдатаев элитных тусовок, которые считают весь мир своей прислугой.
Написанный почти десять лет тому назад, роман не утрачивает актуальность и сегодня.
«Ампир V»:
«запрещённый» фильм по книге Пелевина

Фильм должен был выйти в прокат в марте 2022. Но не выйдет — картина так и и не получила прокатного удостоверения. Пока непонятно, смогут ли вообще зрители увидеть «Ампир V», а если смогут, то когда и где.
Сборник
Пелевин, В. О. Искусство легких касаний / В. О. Пелевин ; ил. А. Акишина, Ф. Барбышева. — Москва : Эксмо, 2021. — 413, [2] с.

«Искусство лёгких касаний» — сборник, состоит из двух повестей и одного рассказа. Детективное расследование известного российского историка и плейбоя К. П. Голгофского посвящено химерам и гаргойлям – не просто украшениям готических соборов, а феноменам совершенно особого рода. Их использовали тайные общества древности. А что, если эстафету подхватили спецслужбы?
Что, если античные боги живут не только в сериалах с нашего домашнего торрента? Можно ли встретить их в реальном мире? Нужны ли нам их услуги, а им – наши?
И наконец, самый насущный вопрос современности: «Столыпин, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…» В книге ответ есть, и довольно подробный.
Главным, что произошло с нами за год, по версии Пелевина, стала ситуация с русскими хакерами и тем страхом, который они сеют в мире (кстати, если верить писателю, единственное, в чем хакеры не виновны, так это во вмешательстве в американские выборы). Нельзя сказать, что, выбрав этот предмет, Пелевин попал в молоко — совсем уж нелепых промахов у него, в общем, давно не бывало. Другое дело, что эта тема важна скорее для внешнеполитической повестки, которая в последние пару месяцев стала внезапно куда менее заметна, чем повестка внутренняя, связанная с политическими протестами, сфабрикованными уголовными делами и техногенными катастрофами.



Пелевин, В.О. Встроенный напоминатель / В. О. Пелевин. — Москва : Вагриус, 2002. — 254, [1] с.
«Встроенный напоминатель» — рассказ российского писателя Виктора Пелевина, опубликованный в 1991 году в составе сборника «Синий фонарь». Рассказ дал название вышедшему в 2002 году сборнику «Встроенный напоминатель».
Главный герой книги художник Никсим Сколповский на выставке современного искусства рассказывает о новом направлении — «вибрационализме». На лекции присутствуют несколько пожилых работниц фабрики «Буревестник», вероятно, попавшие туда случайно. В качестве примера произведения вибрационалистического искусства он демонстрирует симулякр человека — «манекен с дистанционным ликвидатором и встроенным напоминателем о смерти». Этот манекен собран «из множества случайных предметов, стянутых тонкими проволочками». После включения диск пилы, расположенный в районе головы, начинает перерезать одну за другой проволочки, от чего манекен распадается на части. Одновременно с началом работы пилы включился и звоночек — напоминатель о смерти. В конце лекции Никсим Сколповский говорит: «Встроенный напоминатель предупредил о надвигающейся смерти, но мог ли манекен услышать его звон? А если и мог, понял ли он его значение? Над этим и предлагает задуматься вибрационализм».


О Викторе Пелевине
Пелевин любит писательство за то, что оно не требует никаких специальных вложений и отличается уединенностью. А кроме того, дарит абсолютное чувство свободы. Пелевин считает, что принадлежит к писателям, которые пишут о себе, а не о других. Все его персонажи – аспекты его самого.
Богданова, О. В. Литературные стратегии Виктора Пелевина / О. В. Богданова, С. А. Кибальник, Л. В. Сафронова ; под редакцией С. А. Кибальник. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2008. — 184 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/27057.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
«Соображенная на троих», эта книга представляет собой совместную работу трех авторов – докторов филологических наук О.В. Богдановой, С.А. Кибальника и Л.В. Сафроновой. Она посвящена литературным стратегиям одного из самых успешных и популярных современных писателей – Виктора Пелевина. В книге рассматриваются роль рекламных технологий и психоаналитических практик в творчестве писателя, интертекстуальные практики с претекстами, на которых построены отдельные его произведения, поп-артистские стратегии, а также их соотношение с современным постмодернизмом и западной контркультурой.
Читать
Сафронова, Л. В Постмодернизм и психоделика В. Пелевина: пристройка к актуальному дискурсу // Постмодернистский текст: поэтика манипуляции / Л. В. Сафронова. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2009. – С. 153-176. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253943. — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Материальность не исчерпывает картины мира в творчестве Пелевина, более того, она-то как раз и является иллюзорной, мнимой. И в этом смысле победа европейского менталитета, обжившего по преимуществу, материальный мир, над евразийским ставится у Пелевина под большое сомнение. И в этом же смысле обращенность автора за ответами на свои навязчивые (вечные) вопросы к восточной философии, манифестирующей многомерность реальности, единственно перспективна.
Читать
Бугаева, Л. Д. Не(о)психоделическая проза: Пелевин / Л. Д.Бугаева // Литература и rite depassage / Л. Д. Бугаева. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2010. – С.249-267. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255804. — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Автор книги считает, что психоделическая тема у Пелевина продиктована стремлением выйти за привычные логические рамки, освободить интуитивное сознание и открыть внутреннее зрение. Реализуясь на уровне структуры текста, она, в результате становится ключом - одной из практик расширения сознания и открытия внутреннего зрения, которое выводит взгляд за рамки текста произведения.
Читать
Список использованных ресурсов
Книги, монографии, видеоматериалы, ссылки
1. Богданова, О. В. Литературные стратегии Виктора Пелевина / О. В. Богданова, С. А. Кибальник, Л. В. Сафронова ; под редакцией С. А. Кибальник. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2008. — 184 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/27057.html (дата
обращения: 12.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
2. Сафронова, Л. В Постмодернизм и психоделика В. Пелевина: пристройка к актуальному дискурсу // Постмодернистский текст: поэтика манипуляции / Л. В. Сафронова. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2009. – С. 153-176. – (Споры о современной словесности). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253943 (дата
обращения: 12.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
3. Даниленко, В. П. На пути к постмодернистскому размножению миров (о «Чапаеве и Пустоте» Виктора Пелевина) / В. П. Даниленко // Культурно-эволюционный подход в филологии / В. П. Даниленко. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2013. –С. 332. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221383 (дата
обращения: 12.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. Пелевин, В. О. Жизнь насекомых : Романы / В. О. Пелевин; [Предисл. В. Курицына]. — Москва : Вагриус, 1998. — 351с.
5. Пелевин, В. О. Чапаев и Пустота : роман / В. О. Пелевин ; авт. предисл. Ургана Джамбона Тулку VII. — Москва : Вагриус, 1999. — 399 с.

6. Пелевин, В. О. Хрустальный мир / В. О. Пелевин. — Москва : Вагриус, 2002. — 222, [1] с.
7. Пелевин, В. О. Встроенный напоминатель / В. О. Пелевин. — Москва : Вагриус, 2002. — 254, [1] с.
8. Пелевин, В. О. Ампир В : роман / В. О. Пелевин. — Москва : Эксмо, 2007. — 408 с.
9. Пелевин, В. О. Искусство легких касаний / В. О. Пелевин ; ил. А. Акишина, Ф. Барбышева. — Москва : Эксмо, 2021. — 413, [2] с.
10. Виктор Пелевин – самый загадочный писатель современности. Что о нем известно? // Журнал book24.ru : офиц.блог на Дзен. — URL: https://dzen.ru/media/book24/viktor-pelevin--samyi-zagadochnyi-pisatel-sovremennosti-chto-o-nem-izvestno-5be1ba6446c14100ab2aa103 (дата
обращения: 12.11.2022).
11. Биография Виктора Пелевина // Stories-of-success : Истории успешных людей. — URL: https://stories-of-success.ru/iskusstvo/viktora-pelevina?ysclid=la7otyf5cv584691285 (дата
обращения: 12.11.2022).
12. Хромов, А. Полный гид по книгам Виктора Пелевина: от едкой сатиры до лирических романов /А. Хромов // Лайфхакер : проект. — URL : https://lifehacker.ru/viktor-pelevin/ (дата обращения: 12.11.2022).
13. Пелевин, В. Встроенный напоминатель / В. О. Пелевин // Book United : офиц. канал наYouTube. — URL : https://www.youtube.com/watch?v=_vT8y64tKKU (дата
обращения: 12.11.2022).
14. Козак, Р. Пелевин и поколение пустоты : видеозапись лекции / Р. Козак. – (1 ч. 26 мин) // Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова : офиц. канал на YouTube. – URL : https://www.youtube.com/watch?v=_tUgyv1JSdEE (дата обращения: 12.11.2022).
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!
Научная библиотека им. А. М. Волкова ТГПУ

г. Томск, ул. Герцена, 66


E-mail: biblioteka@tspu.edu.ru

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website